Данный материал опубликован на сайте:

http://Gosvoroni.narod.ru

 

Тема: « Праздник  Урожая».

 

Цель:

 

- расширить представления детей о красоте окружающего мира, формировать                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      потребность в познании окружающего мира;

 

- развивать познавательную активность; создавать ситуации, дающие возможность каждому ребёнку проявить себя в творчестве; развивать интерес к открытию удивительного в природе, способность восхищаться ею;  создавать атмосферу взаимной радости, восхищения в процессе коллективной деятельности;

 

- воспитывать любовь к родному краю, к его природе и традициям; воспитывать положительное отношение к труду.

 

Оборудование:

 

Костюмы  Осени, овощей и фруктов; поделки из природного материала; иллюстрация поезда; таблицы с названиями станций; корзинка с овощами и фруктами; пшеничный каравай.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Осень! Как  хороша золотая  осень с её разноцветным нарядом – яркой окраской деревьев, богатством всевозможных плодов, хорошим урожаем грибов и ягод.

  Дорогие ребята, родители и гости! Сегодня к нам на праздник пожаловала Золотая Осень. Давайте же поприветствуем её так, чтобы она и в следующем году захотела прийти к нам на праздник.

 

  Ведущий.

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, Осень, спросим:

Что в подарок принесла?

 

Осень.

Принесла я вам муки.

 

-Значит, будут пирожки!

 

Принесла вам гречки.

 

-Каша будет в печке!

 

Принесла вам овощей.

 

-И для супа, и для щей!

 

Рады ли вы грушам?

 

-Мы их впрок насушим!

 

А уж яблоки, что мёд.

 

-На варенье, на компот!

Ты и яблок, ты и мёду,

Ты и хлебу принесла!

 

   Ведущий.

Присаживайся, дорогая Осень! Спасибо, что пришла к нам в гости.

В нашей стране издавна существует обычай: осенью подводить итог работы людей на полях, подсчитывать собранный урожай хлеба и овощей.

Вот и сегодня я предлагаю вам принять участие в нашем празднике, который так и называется; «Праздник Урожая».

В путешествие мы отправимся на поезде «Колосок». А не сбиться с пути нам поможет карта. Наш поезд будет делать остановки на различных станциях, указанных на карте. А вот что это за станции, вы узнаете по ходу нашего путешествия.

(стук в дверь)

 

Ведущий.

Кто-то ещё спешит к нам на праздник.

 

Осень.

Ой, да это моя свита из овощей и фруктов. Они хотят сами представиться вам, ребята.

 

(входят дети в костюмах овощей и фруктов)

 

Осень.

Расскажите, с чем вы к нам пожаловали?

 

Морковь.

Любопытный красный нос

По макушку в землю врос.

Лишь торчат на грядке

Зелёные прядки.

 

Помидор.

Был зелёным плод –

Не просился в рот.

Положили в лёжку –

Он сменил одёжку.

Красную надел – для еды поспел.

 

Горох.

В сундуке пять ребят

Смирно рядышком сидят.

Вдруг раскрылся сундук –

Всё рассыпалось вокруг.

 

Огурец.

Без окон, без дверей,

Полна горница людей.

 

Капуста.

Стоит Ермошка на одной ножке,

На нём сто одёжек,

Не сшиты, не кроены,

Все в рубцах.

 

Ведущий.

Ребята, вы уже, наверно, догадались, что мы начинаем путешествие со станции «Овощная».

 

Осень.

Хорошо мне и моей свите, ребята, с вами. Но нужно спешить на праздник к другим ребятам. Они тоже нас ждут. До свидания, друзья! А на прощанье я и моя свита подарим вам прекрасные листья, чтобы вы не забывали эту чудесную пору года.

 

(Звучит музыка. Осень со своей свитой раздаёт гостям кленовые листья, на которых написаны стихи А.С.Пушкина.

Осенняя пора! Очей очарованье.

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса.)

 

 

Ведущий.

Осенью бывает пора, когда кажется, что возвращается лето. Светит тёплое солнышко, на паутинках летят паучки. Эту пору называют «бабье лето». Давайте послушаем песню, которая так и называется «Паучок».

 

(дети поют песню «Паучок»).

 

Название следующей станции вы узнаете, отгадав загадку.

Рос сперва на воле в поле.

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место.

 

Правильно, это хлеб. И следующая наша станция – «Хлебная».

Давайте с вами поговорим о чуде земли, чуде труда человека – хлебе.

А как люди начали выращивать хлеб? Вот послушайте такую сказку.

   Давным-давно это было, когда люди жили племенами в пещерах и питались мясом животных. Случилось так, что всех животных они истребили, и есть им стало нечего. Вот и отправились они в поисках других мест, где можно было прокормиться. Шли они долго, многие умирали от голода. Так и случилось с одним человеком. Он упал, потеряв от изнурительного голода сознание. Когда он очнулся, вокруг него никого не было. И вдруг над собой он увидел удивительное растение, из которого сыпались на него мелкие камушки. Он решил попробовать один из них, и вдруг приятный запах и вкус оживили его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зёрнышками, и есть их. Эти зёрна подействовали на него, как лекарство. Он окреп и выздоровел, и ему сразу же захотелось рассказать об этом людям. Он собрал эти зёрна и пошёл искать людей. Увидев его живым и невредимым, люди удивились. А он рассказал им о чудо-колоске.

  С тех пор люди стали употреблять в пищу чудо-колоски. Позднее они начали зёрна размельчать, подсушивать на камнях и питаться этим.

   Нелёгок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Тот. Кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. Учитесь ценить труд других.

   Святое дело – вырастить хлеб. Из зёрнышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зёрен! Сколько же надо, чтобы накормить целый город?!

 

Каравай земли и неба

На твоём столе –

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

В каждом маленьком кусочке –

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.

 

В малом зёрнышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка храниться

И земли родной.

И растёт под небом светлым

Строен и высок,

Словно Родина, бессмертный,

Хлебный колосок.

 

(выносим каравай для гостей)

 

Так повелось на моей земле:

Из года в год, из рода в род – веками

Тот хлеб, что в каждом доме на столе,

Согрет был человечьими руками.

Он их теплом, он их добром пропах

И песней той, что жаворонком спета

Под синим небом в золотых хлебах.

В июльский полдень солнечного лета

Пройдётся пахарь утром по жнивью

И сыну, указав на поле,

Негромко молвит: «Поклонись ему,

Как матери, как нашей общей доле».

Ты вырастешь и через много лет

Опять сюда вернёшься на рассвете,

И скажешь: «Ничего дороже нет,

Чем тёплый хлеб на этом белом свете»!

 

Ведущий.

Для чего человек выращивает овощи?

 Мы прибыли на станцию «Витаминка».

Сейчас я попрошу выйти сюда 4 человека. Вам необходимо из предложенных овощей и фруктов изготовить салат, придумать ему название. А так же рассказать о каком-либо из овощей.

 

1-й ученик.

Помидоры на Родине в Южной Америке называют «томаты». В Европу их завезли мореплаватели. Они не знали, что это овощи. Европейцы сажали томаты в саду, на клумбах для красоты. Плоды были жёлтые, мелкие, похожие на яблочки. Восхищённые итальянцы говорили: «Помо доро»! «Помо» - по-итальянски «яблоко», «доро» - «золотое». Так томаты стали называть помидорами. А вот первыми на вкус их попробовали не итальянцы, а португальцы.

 

2-ученик.

Родина огурцов – Индия, Китай. Возделывается эта культура около 6 тысяч лет. Слово «огурец» пришло из греческого языка и связано со словом «аорос» - неспелый, незрелый. И в самом деле, огурцы ценятся, пока не пожелтели, то есть не созрели. В огурцах содержится мало калорий, кроме тогони богаты минералами. Поэтому эти овощи являются диетическим продуктом.

 

Ведущий.

Название нашей следующей станции вы узнаете, отгадав загадку.

 

4-я станция «Картофельная».

 

Неказиста, шишковата,

А придёт на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна»!

 

Мои клубни привезли в Европу из Южной Америки корабли Христофора Колумба. В те далёкие времена мои клубни были роскошью. Их преподносили в качестве подарка вельможам. Прошло немало времени, пока мои клубни поселились на крестьянских огородах. В Румынии мне поставили памятник, а в бельгийской столице – городе Брюсселе – размещается музей картофеля.

Ведущий.

Картофель – один из самых важных продуктов питания. Завёз его к нам царь Пётр1.Сначала люди боялись употреблять клубни в пищу, но когда узнали о его полезных свойствах, научились готовить из него много разных блюд, картофель распространился повсеместно.

В трудные времена картофель не раз спасал людей от голодной смерти. Недаром в Беларуси картофель называют «вторым хлебом».

 

Я предлагаю вам поучаствовать в двух конкурсах.

 

1-й : почистить картофель.

 

А вы, ребята, в это время отгадать следующие загадки.

Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла,

Сладка на вкус.

Узнали вы? Я … (свёкла)

 

Сидит дед, в шубу одет,

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.  (лук)

 

Маленький,

Горький,

Луку брат. (чеснок)

 

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что это за шар?   (арбуз)

 

Круглое, румяное,

Я расту на ветке,

Любят меня взрослые

И маленькие детки.   (яблоко)

 

А сейчас я буду называть начало пословицы, а вас попрошу её продолжить.

 

Землю красит солнце – а (человека труд).

Скучен день до вечера, (коли делать нечего).

Под лежачий камень ( вода не течёт).

Терпенье и труд ( всё перетрут).

Труд человека кормит, а (лень портит).

 

Ведущий.

А сейчас давайте послушаем ребят. Интересно, какие салаты они приготовили.

 

(Дети рассказывают, какие овощи они использовали для приготовления своих салатов, и делают сообщение об одном из овощей).

 

2-й : собрать в ведро рассыпанный картофель.

(звучит музыка).

 

Ведущий.

Мы только что видели, как наши дети умеют собирать картофель. А теперь давайте послушаем, как выполняет эту работу мальчик Антошка.

 

(инсценировка песни «Антошка»).

 

5-я станция «Игровая».

 

Наш поезд прибыл на конечную станцию. Игра называется «Да – нет».

Загадывается овощ или фрукт. Вы задаёте вопросы, а ведущий должен отвечать только словами «Да» или «Нет». И так до тех пор, пока вы не угадаете этот овощ или фрукт.

 

Игра «Составь слово».

Вам предлагаются карточки – слоги названий овощей и фруктов. Вы должны из этих слогов составить слова.

 

Ведущий.

Мы побывали на всех станциях. А это значит, что наш праздник подошёл к концу. Сейчас я предлагаю вам отведать вкусного и душистого каравая, который мы испекли к этому празднику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz