«Как помочь ученикам
установить нормальные отношения с Вами».
Ваша помощь сводиться к тому, что Вы демонстрируете им своё:
Принятие, Внимание, Уважение, Одобрение, Тёплые чувства.
Принятие. Детей надо любить безусловно, а не за то, что они делают
или должны делать. Мы должны принимать ребенка, невзирая на все его глупости,
недостатки, проступки, таким, каков он есть прямо сейчас. Ученик должен быть
уверен: что бы он ни сделал, он - достойное человеческое существо, даже если
его поступок неприемлем.
Внимание. Дарить позитивное внимание ученикам - дело хлопотное,
требующее времени, сил, эмоций от учителя. Об этом можно сказать одно: чем
больше позитивного внимания учитель уделит в нормальной обстановке, тем меньше
внимания негативного потребуют у него на уроке нарушители поведения. Как
уделить внимание каждому, если в классе 30 человек? К счастью, здесь важно не
количество, а качество:
- Приветствие учеников.
Используйте несколько минут перед уроком или после него, чтобы сказать одно-два
слова каждому индивидуально.
- Выслушивайте учеников. Беседуя
с учеником, не следует думать, что Вы должны решить его проблемы, дать совет
или консультацию. Вы должны, прежде всего, его выслушать.
Уважение (признание). Признавайте дело, а не творца! Признание-это
вид оценки. Оценивайте пусть даже и высоко, сделанное, но не сделавшего это.
Иначе эффект может быть плачевным. Так, Вы легко можете перехвалить ученика.
- Признание должно выражаться в
настоящем времени и описывать события настоящего момента;
- Описывайте поведение аккуратно и
объективно без единого оценочного суждения, например: «Маша,
когда ты сдаёшь домашнее сочинение вовремя, как сегодня, я очень довольна,
потому что мне не нужно тебя ругать, и мы можем перейти к следующей теме».
- Делайте письменные признания.
Записки с благодарностью за какое-либо дело могут быть написаны в тетради или в
дневнике.
- Просите учеников сообщать Вам
и всем о том, что заслуживает признания.
Одобрение. Это поддерживает учеников в уверенности, что у них есть
что-то хорошее, что нужно развивать. Когда их положительные черты признаются,
ученики начинают хорошо относиться не только к себе, но и к нам.
Теплые чувства. Чувства особенно нужны ученику, если дела плохи.
Дружба с учениками - наше лучшее средство в установлении дисциплины в классе. В
самом деле, ученики скорее согласятся выполнять правила и следовать требованиям
своих друзей, чем врагов.
Вот самые краткие рекомендации, которые помогут Вам в общении с Вашими
учениками. За развернутой консультацией Вы всегда можете обратиться к нам, в
школьную психологическую службу. Мы будем рады Вам помочь.
ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХОВ, УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ!