Просветительско-профилактическая
работа
(Как
организовать воспитательную работу в классе)
1. В школьных коридорах и классных комнатах повесьте
портреты людей, совершивших героические поступки.
2. Применяйте к учащимся индивидуальный подход.
3. Старайтесь организовать работу школьных кружков,
например, клуба «На перепутье», которые бы приносили реальную пользу школе.
4. Следите за поведением детей и старайтесь
предотвратить конфликты между ними.
5. Постарайтесь создать программы по интересам,
с помощью которых ученики могли бы добиться чего-то не только в успеваемости,
спорте или художественном творчестве.
6. Установите кодекс поведения в своем классе (и
школе), с которым должны согласиться учащиеся и учителя.
7. Приглашайте на свои уроки родителей и старайтесь
привлечь их к занятиям.
8. Выберите для себя личный девиз и расскажите о нем
ученикам.
9. Начните программу «Положительное качество
месяца», в которой внимание класса в течение месяца концентрировалось бы на той
или иной добродетели, а ученик, добившийся наибольших успехов в ее проявлении,
получал бы награду.
10. Если в вашей жизни есть человек, которого вы считаете
героем, расскажите о нем ученикам и объясните, почему вы выбрали именно этого
человека.
11. Постоянно включайте элементы воспитания характера в
обсуждение жизненных ситуаций и литературных произведений, к примеру, начиная
разговор с вопроса: «Как следовало поступить в этой ситуации?»
12. Помогите учащимся усвоить, что понятие «хороший ученик»
означает нечто большее, чем лишь успехи в учебе.
13. Старайтесь организовать общественно полезный труд
учащихся.
14. Будьте примером для учеников — убирайте брошенный в
коридоре мусор, мойте доску для другого учителя и т.д.
15. Не допускайте случаев проявления недоброжелательности
и злобы в классе.
16. Запрещайте нецензурные выражения и брань на территории
школы.
17. Пишите и звоните родителям своих учеников, а
также навещайте их с целью похвалить их ребенка.
18. Объясняйте ученикам, что на них лежит нравственная
ответственность за то, как они учатся.
19. Создавайте систему, поощряющую честность при
выполнении контрольных работ и домашних заданий.
20. Организуйте благотворительный проект. Соберите
пожертвования и предложите учащимся самим решить, куда следует направить
собранные деньги.
21. Вывешивайте в классе высказывания, которые напоминали
бы ученикам о значении добродетельного характера, например: «Не жди, пока ты
станешь хорошим человеком, начни прямо сейчас!»
22. В дни рождения национальных героев проводите с
учениками беседы о подвигах этих людей.
23. Предлагайте учащимся написать собственные афоризмы и
повесьте их высказывания в классе.
24. Признавайте свои ошибки и старайтесь их исправить. Учите
подростков поступать так же.
25. Рассказывайте ученикам, почему вы стали учителем; о своем
понимании ответственности преподавателя и важности этой работы.
26. Приглашайте в класс недавних выпускников, которые
могли бы рассказать о своем успешном поступлении в вуз, удачной карьере или
воинской службе. Спросите их, как положительные черты характера помогли им во
«взрослой» жизни.
27. Развивайте у учеников способность к
сопереживанию. В этой связи уместны, например, такие вопросы: «Что бы ты
чувствовал, если бы никто не хотел играть с тобой?» или «Каковы были бы твои
ощущения, если бы кто-то смеялся над твоей внешностью?»
28. Когда в школе возникают конфликты, напоминайте
учащимся о значении уважения, непредубежденности, праве человека на личную
жизнь и благоразумии. Старайтесь пресечь разговоры, основанные на сплетнях или
неуважении друг к другу.
29. Если в вашей стране или районе проводятся выборы,
советуйте ученикам внимательно изучить позиции кандидатов.
30. Прививайте ученикам привычку говорить «спасибо». В
частности, можно послать благодарственное письмо от имени всего класса
человеку, который сделал что-то для учеников.
31. Поощряйте класс ежемесячно делать какой-то «подарок»
школе, например, ученики могут украсить один из школьных коридоров.
32. Регулярно всем классом или школой принимайте участие в
уборке классных комнат или школьной территории.
33. Демонстрируйте уважение к другим религиям и культурам.
Расскажите учащимся о нравственном принципе поступать по отношению к другим
справедливо.
34. Предлагайте учащимся помогать престарелым людям или
заболевшим соседям.
35. Рассказывайте ученикам о значении порядочности в
спорте, играх и повседневном общении с окружающими.
36. Определяя основы политики школы, не исключайте
учеников из этого процесса. Пусть они также вносят свои предложения и чувствуют
свою ответственность. В частности, ученики могут изучить последствия применения
тех или иных правил и представить результаты своей работы школьной
администрации.
37. Заведите почетный список учеников, в той или
иной ситуации проявивших черты добродетельного характера.
38. Во время учительских собраний и семинаров
уделяйте время обсуждению «морального климата» в школе и желаемых изменений в
этой области.
39. Разрабатывайте «Этический кодекс школы».
Соотносите с ним все школьные мероприятия и правила. Распространяйте его между
учениками и преподавателями. Текст такого кодекса должен висеть в школе на видном
месте.
40. Публично благодарите за хорошую работу
««скромных тружеников» школы: сторожей, рабочих, секретарей, работников
столовой и добровольных помощников, которые ежедневно делают возможным учебный
процесс.
41. Давайте ученикам домашние задания, которые
стимулировали бы их и были бы им интересны, а также учили бы их самодисциплине
и упорству в учебе.
42. Старайтесь организовать совместную работу
учеников и их родителей над тем или иным проектом: танцевальным вечером,
симпозиумом, праздничным ужином или экскурсией.
43. Пытайтесь подключить местные предприятия и
компании к жизни школы, например, через шефские программы или совместные
проекты с группами учащихся.
44. Организуйте «Клуб новичков» для новых учеников, а
также недавно принятых на работу сотрудников.
45. Приглашайте на урок руководителей местных
предприятий и фирм и просите их рассказать учащимся о значении добродетельного
характера на рабочем месте.
46. Предлагайте школьным спортсменам и учителям
физкультуры совместно разработать кодекс спортивной этики.
47. Просите каждый кружок или секцию школы придумать
эмблему, символизирующую черту характера, которая особенно ярко проявляется в
его деятельности.
48. Организовывайте кружок внеклассного чтения для
учащихся и подбирайте для него литературу, которая была бы понятна учащимся и
содержала бы примеры нравственного поведения. Читайте ученикам газетные статьи,
в которых подчеркиваются вопросы воспитания характера. Сделайте стенд для тем,
рассказов и цитат, имеющих отношение воспитанию в человеке добродетельного
характера.