Правила педагогического
такта
Существует немало приемов,
пользуясь которыми, учитель, не нарушая педагогического такта, добивается
установления этически правильных взаимоотношений с воспитанниками и тем самым
добивается эффективного общения. Некоторые из них можно назвать правилами
педагогического такта и сформулировать следующим образом:
- воспитывать учащегося – это не значит «крепко держать его
в руках»; воспитание, основанное преимущественно на методах принуждения, всегда
чревато негативными последствиями; подавление воли воспитанника никогда не
способствует формированию чувства уважения к наставнику;
- никогда нельзя употреблять в разговоре с воспитанником
выражений, оскорбляющих его человеческое достоинство;
- учителю не следует прибегать к угрозам, практически
невыполнимым;
- нужно владеть своими чувствами и управлять эмоциями даже
в острых конфликтных ситуациях;
- обида на воспитанника не должна быть долговременной и
мелкой;
- никогда не следует сетовать на отсутствие уважения
воспитанника и высказывать ему об этом, уважение нужно заслужить своим
поведением;
- ни в коем случае нельзя подчеркивать преимущество
своего положения; чем больше учитель подчеркивает свое превосходство перед
учеником, тем меньше он доверяет ему, советуется с ним, прислушивается к его
требованиям;
- если учитель чувствует и осознает, что он оказался
по стечению обстоятельств виноватым перед своим воспитанником, он обязательно
должен извиниться, это в большой мере смягчает его положение;
- педагог никогда не должен «одергивать» своего
ученика, когда последний говорит неприятные для него факты; он обязан
выслушивать и горькую правду, не теряя при этом самообладания;
- никогда не следует напоминать ученику о его
физических недостатках (если они есть); не следует часто говорить и о
приобретенных им недостатках, если они осознаются самим учащимся;
- целесообразнее быть более щедрым на похвалу, чем на
осуждение;
- всегда, при любых обстоятельствах, нужно
поддерживать педагогическую уравновешенность во всех своих суждениях и
действиях;
- в работе с учащимися следует соблюдать дистанцию,
не допускающую фамильярности со стороны воспитанника;
- учителю следует всегда стараться разряжать натянутую обстановку (если она сложилась), не навязывая своей воли и не используя положения старшего.
УЧИТЕЛЬ:_Ф.И.О.___________________________ПОДПИСЬ:
____________