При обсуждении
с родителями проблемы перехода из начальной школы в среднюю необходимо обратить
их внимание на адаптацию детей к обучению в средней школе, на ее позитивные и
негативные стороны, а также на те условия, которые могут способствовать или
препятствовать успешному прохождению адаптационного периода.
Основное внимание родителям в это время следует уделять развитию учебной
деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и
самостоятельно новые знания и навыки.
В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от
одного основного учителя к системе «классный руководитель—учителя-предметники»,
уроки, как правило, проходят в разных кабинетах. Нередко дети меняют школу
(например, поступают в гимназию), у них появляются не только новые учителя, но
и новые одноклассники.
В настоящее
время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства —
достаточно стабильным периодом развития.
Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный
шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление
нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем
отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с
удовольствием и с определенной гордостью рассказывают родителям, младшим
братьям, друзьям о «доброй» математичке или «вредном» историке. Кроме того,
определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать
школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.
Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику
ученика.
Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в
начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым
условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала
обучения в первом классе.
Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение
требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции
«старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней — все это
является довольно серьезным испытанием для психики школьника.
В адаптационной
период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными»,
чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они
могут стать забывчивыми, неорганизованными. иногда нарушается сон, аппетит...
Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для
70–80% школьников.
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают,
как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых
процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.
С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобныe
заболевания носят психосоматический характер.
В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку,
четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал
поддержку и помощь со стороны родителей.
При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества
функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу.
Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего это
рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в
тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому
языку — с одной, а по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них
ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик
придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит
за собственное мнение и т.п.
Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника.
Важно обратить внимание родителей на позитивную сторону такого рассогласования.
Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он
научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим
трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.
Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли
подростку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с
указанием на требования, например: «история — составить план ответа по
учебнику», «иностранный язык — приносить с собой, помимо основной тетради,
словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и т.п.).
Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке
приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания
каждого учителя.
Необходимо,
чтобы школьники правильно понимали употребляемые учителем и встречающиеся в
текстах учебников термины. Сейчас много специальных школьных словарей, и
хорошо, если дети будут иметь их и научатся ими пользоваться. Важно разъяснить,
что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания
школьного материала.
Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть
связаны также с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода
педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение
одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы
«шалеют» от внезапной свободы — они бегают по школе, исследуя «тайные уголки»,
иногда даже задирают ребят из старших классов.
Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых,
«прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и
играм для маленьких детей.
Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса,
в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности
и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации
опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают. Но может быть и
стремление утвердить себя как «старшего», «выросшего», того, кто может опекать
малышей. Причем у одного и того же подростка это может сочетаться.
Необходимо показать родителям, что некоторое «обезличивание» подхода к
школьнику — очень значимый момент для его развития, укрепления у него чувства
взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую позицию.
Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке
домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки
самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают
на первых этапах обучения в средней школе.
Следует обратить внимание родителей на то, что ухудшение успеваемости в
значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.